Наша #неделя_удивительных_историй подошла к концу, спасибо всем, кто принял участие в голосовании.
Под странными названиями и описаниями были зашифрованы реальные исторические события. Внимание на экран. Закончив эксперименты, редакция Вестника вернулась к нестареющей классике, и, поправив голову парой стаканчиков живительного стекломоя, решила раскрыть карты, а это значит что #неделя_удивительных_историй заканчивается. Сейчас мы расскажем вам, какие события и имена скрывались за нашими шарадами, и что это за чудесная страна Мразилияб. Присаживайтесь поудобнее, мы приступаем.
Наша история начинается далеко не в джунглях - она начинается в прериях Техаса, где некий Коламбус Джойнер, впоследствии известный как “папаша Джойнер”, был одержим найти нефть в Восточном Техасе. Вот как описывает Джойнера Дэниел Ергин в своей книге “Добыча”:
“В 1930 ему было семьдесят, и он ходил, наклонившись вперед, как будто высматривал что-то на тротуаре – такая походка была результатом ревматической лихорадки. Он казался настоящей карикатурой на классического неудачника – безуспешный, но всегда оптимистичный, красноречивый и убедительный зачинатель фантастических прожектов.”1
Все геологи прямо говорили ему, что там, где он ищет, нефти нет и быть не может, но на горизонте появился “Док Ллойд”, геолог самоучка и не то ветеринар, не то фармацевт, возивший по всем США „Великое медицинское шоу доктора Алонсо Дархэма“, продававший лекарства из нефти. Он-то и снабдил нефтеразведчика картой:
“Мало сказать, что описание это вводило в заблуждение – оно было совершенно неверным и надуманным”1.
Но Док на этом не остановился - он указал Джойнеру точное место бурения. Именно там Джойнер и нашёл невообразимо крупное месторождение нефти, крупнейшее из открытых в США к тому моменту - “Чёрный гигант”.
То что началось потом - мы рассказали в описании ко второму вопросу - невероятный бум, по своему размаху превысивший всё что было до этого - настоящая нефтяная лихорадка. Бурили все подряд, цены на землю в Восточном Техасе подскочили до небес, туда устремились люди со всей страны - ещё бы, ведь в США была Великая Депрессия, а Восточный Техас всем представлялся “нефтяным Эльдорадо”. Цены полетели вниз, пробив всякие разумные пределы:
“Потоки сырой нефти из Восточного Техаса вскоре опрокинули цены по всей стране. Продолжение падения цен могло означать крах даже для крупных добывающих компаний. Предсказывали, что, как и на других крупных месторождениях, давление в подземном резервуаре из-за быстрой добычи в конце концов упадет, добыча уменьшится и цены вернутся к „нормальному“ уровню. Однако масштабы месторождения в Восточном Техасе были совершенно уникальными. Кто знает, когда темпы добычи на нем упадут? И кто еще останется в бизнесе, когда придет этот день? „Нефтяной потоп“, пришедший из Восточного Техаса, означал „конкурентное самоубийство“ для всей нефтяной отрасли.”1
Добычу нужно было брать под контроль и доверили это… Техасскому железнодорожному комитету - он отрегулировал железные дороги - значит как-нибудь справится и с добычей. Но под влиянием группы “независимых добытчиков” ему было запрещено ограничивать чью-либо добычу - лишь рекомендовать её благоприятный размер. Конечно, комитет старался всеми силами обойти эти ограничения, маскируя свои претензии экологическими мотивами, соображениями сохранения запасов и т. д.
Эти меры не сработали. Что было тому виной - неудачное положение Меркурия, “не тот народ”™ Техаса, или чудесная система регулирования - понять сложно.
Ситуация стала настолько плоха, что губернатор Техаса послал к месторождению “несколько тысяч национальных гвардейцев и техасских рейнджеров”1. Как только военные начали сами исполнять рекомендации Техасского железнодорожного комитета, последние внезапно заработали. Но погоня за наживой не могла кончиться так быстро - значительная часть нефтедобытчиков стала торговать нефтью контрабандно. С этим было всё труднее справиться без участия федерального правительства - вся отрасль уже буквально молила об этом как о манне небесной.
Правительство услышало мольбы частного бизнеса о защите их от невидимой руки рынка, уже готовой сомкнуться мёртвой хваткой на горле нефтяной отрасли. Спасение пришло в виде Гарольда Икеса, министра внутренних дел и куратора нефтяной отрасли в кабинете Рузвельта. Он отнюдь не питал симпатий к нефтяникам - скорее даже наоборот, но прекрасно понимал, чем может обернуться коллапс нефтяной отрасли в стране, столь зависимой от нефти и к тому же страдающей от самого серьёзного кризиса за всю свою историю.
Тем временем ситуация окончательно выскользнула из рук властей штатов - в Восточном Техасе цены опустились до 4 центов за баррель - это уже было в миллиметрах от катастрофы. Икес активно занялся регулированием, были созданы или наделены соответствующими полномочиями контролирующие добычу организации типа Техасского железнодорожного комитета, принят закон о восстановлении национальной промышленности, начали устанавливаться квоты для каждого из штатов и многое другое.
Казалось, кризис миновал, но тут Верховный суд нанёс сокрушительный удар - сначала он отменил один из подразделов закона о восстановлении национальной промышленности, составлявший основу для борьбы с контрабандной или, как её ещё называли, “горячей” нефтью, а потом вообще признал большую часть закона антиконституционным.
Потребовались незамедлительные и решительные меры - был принят Акт Коннели о “горячей” нефти, также Горнорудная администрация продолжила устанавливать уже “неформальные” квоты, которые уже не были обязательны для соблюдения различными штатами. Но, однажды заглянув в бездну банкротства, нефтедобытчики не горели желанием ещё раз подойти к этому обрыву.
Тем времен министерство юстиции решило подать в суд на нефтяные компании, приложившие руки к созданию системы регулирования. Иначе говоря, правительство, одной рукой принуждая компании к сотрудничеству, другой их за это же наказывало. Впоследствии это сыграет злую шутку, когда во время Второй Мировой войны необходимо будет вновь объединить нефтяников под единым руководством. Но это уже совсем другая история.
Более подробно эти события описаны в книге Дэниела Ергина “Добыча. История борьбы за нефть, власть и деньги”, фактическую же основу наших опросов вы можете найти в главе 13 “Потоп”. Крайне рекомендуем книгу к прочтению, но предупреждаем - ко всему что связано с СССР - относитесь настороженно, местами книга довольно сильно идеологизирована.
Картиночки:
1- Коламбус Джойнер
2 - Гарольд Икес
3 - Книга
4 - "Папаша Джойнер, промоутер и бурильщик, пожимает руку дородному доктору Ллойду, после открытия огромного нефтяного месторождения в Восточном Техасе 3 октября 1930 года. Х.Л. Хант (с сигарой во рту) спас Джойнера от финансовых проблем - и по ходу дела приобрёл невероятно ценные земельные участки."
Источники:
1 - Добыча. История борьбы за нефть власть и деньги. https://vk.cc/722W3U